Числа на особом счетчике государственного долга Америки, который установлен недалеко от Таймс-парк в Нью-Йорке, в первый раз в истории перешли за отметку в 30 триллионов долларов. В повторном подсчёте на каждого американца выходит свыше 90 тысяч долларов.

Чем угрожает Рф и миру побивший очередной рекорд американский государственный долг

Еще одну 14-значную отметку американский государственный долг преодолел на пару лет ранее намеченного. Когда счетчик в первый раз установили в 1989 году, сумма привлечений займов общегосударственного кабинета министров составляла 2,7 триллиона долларов, другими словами в 10 раз меньше. Создателем мысли стал бизнесмен Сеймур Дюрст, который пытался направить внимание на эту дилемму. В 2008 году числа на счетчике превысили рубеж в 10 триллионов долларов, в 2017 году — 20 триллионов.

Америка — безусловный мировой чемпион по государственному долгу, и вырастает он еще быстрее ее экономики. В 1980 году он составлял около 34 процентов от ВНП, в 2000 году — 59 процентов, а сейчас — 128 процентов. Нетрудно заметить, что госдолг США не просто растет, а растет ускоряющимися темпами. В последние годы большой вклад в это внесла пандемия COVID-19. Чтобы погасить спровоцированный ею пожар на рынках, США включили печатный станок казначейства на полные обороты, наводнив экономику деньгами. За два года было выделено около 5 триллионов долларов на поддержку экономики, стимулирование бизнеса, выплату пособий.

Впрочем, пандемия лишь подхлестнула процесс, который шел и до этого. Более того, пока нет никаких причин предполагать, что он замедлится или остановится. Теоретически власти США могли бы обуздать рост госдолга за счет сокращения расходов в федеральном бюджете или повышения налогов. Но эти меры считаются тормозами экономического роста. В сегодняшних условиях, когда политика в США сильно поляризована, обе главных партии не решаются на столь непопулярные шаги.

На словах к сокращению бюджетного дефицита громче призывают республиканцы. Но хотя президент-республиканец Дональд Трамп и обещал решать проблему госдолга, на деле за четыре года его правления (2017-2021) тот вырос на 7 триллионов долларов. Администрация демократа Джозефа Байдена даже не пытается ничего обещать в этом плане. За минувший год он внес в Конгресс несколько законопроектов астрономической стоимости — для поддержки экономики, развития инфраструктуры, увеличения социальных расходов.

Согласно прогнозу журнала Forbes, если госдолг США продолжит увеличиваться нынешними темпами, то к 2029 году он вырастет до 87 триллионов и составит более 277 процентов от ВНП страны.

Эксперты рассказали, смогут ли США наращивать госдолг бесконечно Текст: Роман Маркелов Госдолг США достиг очередного рекордного показателя — 30 трлн долларов. Финансовые аналитики рассказали «Российской газете», конечен ли процесс наращивания госдолга и как огромные долги США влияют на всю мировую экономику.

Летом 2019 года потолок госдолга США был временно заморожен на два года, то есть правительство фактически не было ограничено в заимствованиях. За это время госдолг вырос с примерно с 22 трлн до 28,4 трлн долларов. С 31 июля прошлого года срок «заморозки» потолка госдолга закончился, и после бурных дискуссий в Конгрессе США он был сначала временно повышен до 28,9 трлн долларов, а в декабре прошлого года — до 31,4 трлн долларов.

Повышения потолка госдолга активно добивался Минфин США, так как без этого он не мог бы размещать новые выпуски гособлигаций для финансирования одобренных госрасходов, что привело бы к техническому дефолту США, говорит руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ» Ольга Беленькая.

С конца 2019 года госдолг США увеличился почти на 7 трлн долларов. Это результат беспрецедетных стимулирующих мер, предпринятых властями США для поддержки населения и бизнеса в период пандемии. В частности, речь идет о нескольких раундах прямых выплат населению, дополнительных пособиях по безработице, финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. «Они действительно позволили американской экономике быстро преодолеть спад и скачок безработицы, вызванные пандемией и связанными с ней ограничениями, однако, значительно ухудшили кредитные метрики США и стали одной из причин рекордной за почти 40 лет инфляции в крупнейшей экономике мира», — констатирует Беленькая.

Если c 1990 по 2007 годы среднее отношение госдолга США к ВВП колебалось вблизи 60%, то в 2013 году оно превысило 100%, а в период пандемии 2020 года, по оценке МВФ, «пробило» 130% ВВП. Это выше уровней долговой нагрузки США после Второй мировой войны, которые ранее считались абсолютными максимумами. Бюджетный дефицит США увеличился с 4,7% в 2019 году до рекордных 15% ВВП в 2020 году и лишь немного снизился с этого уровня в 2021 финансовом году (до 12,4% ВВП).

«Конечно, такие параметры «в нормальной жизни» трудно совместимы со статусом наиболее надежного заемщика мира, в качестве которого пока по-прежнему воспринимаются США. К тому же, США являются эмитентов одной из немногих мировых резервных валют, в которой номинирован госдолг, и эмиссия которой теоретически неограничена, так что вероятность дефолта практически равна нулю — до тех пор, пока в мире доллар остается в этой роли», — подчеркивает Беленькая.

Впрочем, увеличение госдолга США пока компенсируется крайне низкой (по историческим меркам) стоимостью его обслуживания, что обеспечивалось политикой нулевых ставок ФРС и прямым выкупом ФРС гособлигаций в 2020-2021 годах. Это позволяет Минфину США обслуживать и рефинансировать госдолг без проблем. В то же время в долгосрочном плане, с учетом отрицательных реальных доходностей гособлигаций США и начинающегося ужесточения монетарной политики ФРС США, которая может вернуть процентные ставки по доллару к более высоким значениям, ситуация выглядит не столь благополучно.

«Скорее всего, ФРС при повышении ставки придется принимать во внимание не только параметры инфляции и занятости, что непосредственно относится к ее мандату, но также уровень госдолга и бюджетных дефицитов США, так как рост доходности гособлигаций США до 3-4% уже может стать чувствительным с точки зрения увеличения расходов на обслуживание госдолга», — считает Беленькая.

В последующие годы, в связи с завершением антикризисной поддержки американской экономики, предполагается существенное снижение бюджетных дефицитов США, однако, они могут оставаться выше докризисных уровней, особенно с учетом намерений Белого дома добиться утверждения плана экономических реформ Build Back Better размером 1,75 трлн долларов (пока его одобрение заблокировано из-за несогласия даже среди сенаторов-демократов). В частности, высокий уровень госдолга и инфляции вызывают много вопросов о своевременности новых расходов в текущей ситуации.

Впрочем, в истории США госдолг рос не всегда, говорит главный макроэкономист УК «Ингосстрах — Инвестиции» Антон Прокудин. «В XX веке его рост был связан с мировыми войнами, после которых он снижался благодаря жесткой бюджетной политике и одновременно быстрому увеличению ВВП, а после 1980 года рост долга подпитывает экономику США (это один из ключевых компонентов «рейганомики»). Политически неприемлемо для руководства страны сказать своим гражданам, что экономический рост закончен, и теперь будет расти безработица, а не ВВП. Слабеющая экономика США многие годы подпитывается кредитными ресурсами. Если перестать наращивать долги домашних хозяйств и правительства, то экономического роста даже в 1,5-2% ВВП в Соединенных Штатах не будет. И об этом пока мало кто говорит», — подчеркивает эксперт.

По словам Прокудина, до 2021 года печатание денег ФРС не приводило к разгону инфляции и, по официальной версии, и сейчас к нему не приводит. «Однако это не так. Инфляция в 7% лишь отчасти обусловлена разрывами в цепочках поставок и газовым кризисом, а отчасти начала работать избыточная денежная масса в экономике. И это очень опасная тенденция, которая может развиться в постоянную высокую инфляцию, как в 1970-х. Чтобы ее задушить, ФРС придется действовать жестко. Именно такие действия ведомства мы сейчас и наблюдаем», — рассказывает он.

Пределы для накачивания долгом экономики пока не достигнуты, поэтому в целом эта система будет действовать еще немало лет, указывает Прокудин. «Но ключевой фактор, который остановит использование кредитных ресурсов, заключается в необратимом росте процентной ставки. Рост станет необратимым, если инфляция выйдет из-под контроля. Пока она контролируется, рост ставки сменяется спадом на годы, и поэтому можно опять рефинансировать долговые обязательства под мизерные проценты. Как говорит ФРС в лице его главы Джерома Пауэлла, «похоже, что низкие ставки с нами надолго». Как только это станет не так, экономическая система США покатится к сильнейшему кризису», — считает экономист.

По мнению Прокудина, никакого системного способа решения проблемы госдолга нет: либо надо вести консервативную бюджетную политику с постоянным бюджетным профицитом (хотя бы во время роста экономики), либо эта система свалится в дефолты, но, судя по низким процентным ставкам, это произойдет не в текущем десятилетии.

Устойчивость госдолга США является весьма важным параметром для всей мировой экономики и финансовых рынков, поскольку США являются крупнейшей экономикой мира и эмитентом основной мировой резервной валюты, подчеркивает Беленькая. По ее мнению, траектория госдолга США вызывает определенные опасения в долгосрочной перспективе. Впрочем, базовый прогноз МВФ предполагает стабилизацию госдолга по отношению к ВВП на период до 2025 года примерно на уровне 2020 года (130-133% ВВП). «Однако потенциальные новые кризисы в американской экономике, геополитические проблемы могут привести к очередному витку роста госдолга США. Поскольку американский госдолг считается «безрисковым» активом для всего мира, любой потенциальный кризис госдолга США был бы весьма негативен для мировой экономики, с точки зрения цен на сырье, финансовые активы, эффекта «домино» на мировых финансовых рынках и оттока капитала из считающихся более рискованными развивающихся рынков, к которым относится и Россия», — говорит Беленькая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.