Американский государственный долг достиг еще одного наивысшего показателя — 30 триллионов долларов. Денежные специалисты поведали «Российской газете», конечен ли процесс наращивания государственного долга и как большие долги США оказывают влияние на всю глобальную экономическую систему.

Специалисты поведали, смогут ли США увеличивать государственный долг нескончаемо

Летом 2019 года потолок американского государственного долга был временно заморожен на два года, другими словами правительство практически не было ограничено в заимствованиях. За этот период времени государственный долг вырос с приблизительно с 22 трлн до 28,4 триллионов долларов. С 31 июля прошедшего года срок "заморозки" потолка государственного долга завершился, и после бурных обсуждений в Конгрессе Соединенных Штатов он был поначалу временно повышен до 28,9 триллионов долларов, а в декабре прошедшего года — до 31,4 триллионов долларов.

Увеличения потолка государственного долга интенсивно добивался Министерство финансов США, в связи с тем, что без этого он не мог бы располагать новые выпуски гособлигаций для финансирования одобренных госрасходов, что привело бы к техническому дефолту США, говорит руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "ФИНАМ" Ольга Беленькая.

С конца 2019 года госдолг США увеличился почти на 7 трлн долларов. Это результат беспрецедетных стимулирующих мер, предпринятых властями США для поддержки населения и бизнеса в период пандемии. В частности, речь идет о нескольких раундах прямых выплат населению, дополнительных пособиях по безработице, финансовой поддержке малого и среднего бизнеса. "Они действительно позволили американской экономике быстро преодолеть спад и скачок безработицы, вызванные пандемией и связанными с ней ограничениями, однако, значительно ухудшили кредитные метрики США и стали одной из причин рекордной за почти 40 лет инфляции в крупнейшей экономике мира", — констатирует Беленькая.

Если c 1990 по 2007 годы среднее отношение госдолга США к ВВП колебалось вблизи 60%, то в 2013 году оно превысило 100%, а в период пандемии 2020 года, по оценке МВФ, "пробило" 130% ВВП. Это выше уровней долговой нагрузки США после Второй мировой войны, которые ранее считались абсолютными максимумами. Бюджетный дефицит США увеличился с 4,7% в 2019 году до рекордных 15% ВВП в 2020 году и лишь немного снизился с этого уровня в 2021 финансовом году (до 12,4% ВВП).

"Конечно, такие параметры "в нормальной жизни" трудно совместимы со статусом наиболее надежного заемщика мира, в качестве которого пока по-прежнему воспринимаются США. К тому же, США являются эмитентом одной из немногих мировых резервных валют, в которой номинирован госдолг, и эмиссия которой теоретически неограничена, так что вероятность дефолта практически равна нулю — до тех пор, пока в мире доллар остается в этой роли", — подчеркивает Беленькая.

Впрочем, увеличение госдолга США пока компенсируется крайне низкой (по историческим меркам) стоимостью его обслуживания, что обеспечивалось политикой нулевых ставок ФРС и прямым выкупом ФРС гособлигаций в 2020-2021 годах. Это позволяет Минфину США обслуживать и рефинансировать госдолг без проблем. В то же время в долгосрочном плане, с учетом отрицательных реальных доходностей гособлигаций США и начинающегося ужесточения монетарной политики ФРС США, которая может вернуть процентные ставки по доллару к более высоким значениям, ситуация выглядит не столь благополучно.

"Скорее всего, ФРС при повышении ставки придется принимать во внимание не только параметры инфляции и занятости, что непосредственно относится к ее мандату, но также уровень госдолга и бюджетных дефицитов США, так как рост доходности гособлигаций США до 3-4% уже может стать чувствительным с точки зрения увеличения расходов на обслуживание госдолга", — считает Беленькая.

В последующие годы, в связи с завершением антикризисной поддержки американской экономики, предполагается существенное снижение бюджетных дефицитов США, однако, они могут оставаться выше докризисных уровней, особенно с учетом намерений Белого дома добиться утверждения плана экономических реформ Build Back Better размером 1,75 трлн долларов (пока его одобрение заблокировано из-за несогласия даже среди сенаторов-демократов). В частности, высокий уровень госдолга и инфляции вызывают много вопросов о своевременности новых расходов в текущей ситуации.

Впрочем, в истории США госдолг рос не всегда, говорит главный макроэкономист УК "Ингосстрах — Инвестиции" Антон Прокудин. "В XX веке его рост был связан с мировыми войнами, после которых он снижался благодаря жесткой бюджетной политике и одновременно быстрому увеличению ВВП, а после 1980 года рост долга подпитывает экономику США (это один из ключевых компонентов "рейганомики"). Политически неприемлемо для руководства страны сказать своим гражданам, что экономический рост закончен, и теперь будет расти безработица, а не ВВП. Слабеющая экономика США многие годы подпитывается кредитными ресурсами. Если перестать наращивать долги домашних хозяйств и правительства, то экономического роста даже в 1,5-2% ВВП в Соединенных Штатах не будет. И об этом пока мало кто говорит", — подчеркивает эксперт.

По словам Прокудина, до 2021 года печатание денег ФРС не приводило к разгону инфляции и, по официальной версии, и сейчас к нему не приводит. "Однако это не так. Инфляция в 7% лишь отчасти обусловлена разрывами в цепочках поставок и газовым кризисом, а отчасти начала работать избыточная денежная масса в экономике. И это очень опасная тенденция, которая может развиться в постоянную высокую инфляцию, как в 1970-х. Чтобы ее задушить, ФРС придется действовать жестко. Именно такие действия ведомства мы сейчас и наблюдаем", — рассказывает он.

Пределы для накачивания долгом экономики пока не достигнуты, поэтому в целом эта система будет действовать еще немало лет, указывает Прокудин. "Но ключевой фактор, который остановит использование кредитных ресурсов, заключается в необратимом росте процентной ставки. Рост станет необратимым, если инфляция выйдет из-под контроля. Пока она контролируется, рост ставки сменяется спадом на годы, и поэтому можно опять рефинансировать долговые обязательства под мизерные проценты. Как говорит ФРС в лице его главы Джерома Пауэлла, "похоже, что низкие ставки с нами надолго". Как только это станет не так, экономическая система США покатится к сильнейшему кризису", — считает экономист.

По мнению Прокудина, никакого системного способа решения проблемы госдолга нет: либо надо вести консервативную бюджетную политику с постоянным бюджетным профицитом (хотя бы во время роста экономики), либо эта система свалится в дефолты, но, судя по низким процентным ставкам, это произойдет не в текущем десятилетии.

Устойчивость госдолга США является весьма важным параметром для всей мировой экономики и финансовых рынков, поскольку США являются крупнейшей экономикой мира и эмитентом основной мировой резервной валюты, подчеркивает Беленькая. По ее мнению, траектория госдолга США вызывает определенные опасения в долгосрочной перспективе. Впрочем, базовый прогноз МВФ предполагает стабилизацию госдолга по отношению к ВВП на период до 2025 года примерно на уровне 2020 года (130-133% ВВП). "Однако потенциальные новые кризисы в американской экономике, геополитические проблемы могут привести к очередному витку роста госдолга США. Поскольку американский госдолг считается "безрисковым" активом для всего мира, любой потенциальный кризис госдолга США был бы весьма негативен для мировой экономики, с точки зрения цен на сырье, финансовые активы, эффекта "домино" на мировых финансовых рынках и оттока капитала из считающихся более рискованными развивающихся рынков, к которым относится и Россия", — говорит Беленькая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.