Санкционные меры, разрыв логистических цепочек, ожидание увеличения числа безработных – всё это стращает всех нас, принуждает накапливать неприкасаемый резерв продуктов питания и строить тактики выживания.
Руководитель центра конъюнктурных исследовательских работ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович думает, что в действительности будущий кризис в отрасли экономики – время добиваться огромных достижений. Он сообщил «АиФ», при каких критериях можно одолеть предстоящие сложности.
Алексей Дуэль, «АиФ»: Георгий Владимирович, от чего зависит фуррор человека при сегодняшней положение в экономике в Российской Федерации и мире?
Георгий Остапкович: Три основных фактора: доход, познания и компетенции, также занятость. Конкретно они обусловят, в котором состоянии человек сумеет совладать с теми сложностями, которые нам обещает положение дел в экономике. В принципе, для человека вся сущность экономики в его доходе. Это основное и понятное. А что там и почему случается – дело властей и профессионалов.
Средств много не бывает
– Сработает старый принцип: за средства можно решить всякую дилемму?
– Да. Богатые особенных вопросов, думаю, испытывать не будут. Однако доход упадёт у всех. Однако если средств много, сокращение заработка не так критично. Однако конкретно обеспеченных граждан у нас совершенно незначительно. Медианная заработная плата в Российской Федерации – 35–37 тыс. руб. за месяц. Ровно половина сотрудников получают меньше этой суммы, 2-ая половина – больше. Для этих людей положение дел будет осязаемо труднее. И здесь единственный метод выжить – уменьшить свою потребкорзину. Отрешиться от больше дорогих товаров в пользу больше дешёвых – обыденно, но другого выхода нет. Либо нужно находить метод повысить собственный доход.
– Какие для этого есть возможности?
– Для начала поискать работу с большей зарплатой. Это вполне реально, особенно если не просто шерстить интернет, а порасспрашивать знакомых. В нашей стране это более надёжный способ. Поговорил с другом, тот спросил у приятеля, а у того тестю нужен человек именно этой специальности. Раз – и нашлась работа с более высокой зарплатой. Этот метод сейчас хорошо работает. Можно удлинить рабочий день: взять ещё полставки и трудиться по 12 часов в сутки. Или поискать работу в другом регионе. Есть вакансии на удалёнке, а есть хорошие места в других городах. У нас такая трудовая миграция развита очень слабо, люди неохотно переезжают с места на место, но даже если уехать из Москвы в провинцию, зачастую заработок можно удвоить простой сменой работы. Хотя такой способ больше подойдёт молодым и одиноким, переезд с семьёй – дело более хлопотное. Или надо искать другие источники дохода. Например, сдать свою квартиру и снять меньшую. Разница в арендной плате будет прибавкой к зарплате. Ещё можно заняться перепродажей: покупать товары оптом по 5 тыс. руб. и продавать по 7 тыс. – статью за спекуляцию у нас отменили.
– Это поможет? Или всю добавку съест инфляция?
– Инфляция – это дополнительный налог на деньги и доходы. Она может вырасти до 20%. То есть помимо подоходного налога в 13%, мы все заплатим ещё и 20% сверху, потеряв 33% заработка. Можно попробовать сократить размер выплаченного налога, уйдя в теневую занятость: пойти строить дачи, например. Но насколько это разумный вариант, я не уверен. Лучше найти надёжную доходную официальную работу.
Раньше надо было учиться
– Есть смысл сейчас быстро чему-то подучиться, освоить новую профессию?
– Кардиохирургом высокого класса за пару месяцев стать невозможно. Хотя сейчас ценны любые знания, особенно в области IT. Весь набранный раньше багаж поможет справиться с грядущими трудностями. Образование – штука дорогая, но потом оно обязательно себя окупит.
– То есть раньше надо было учиться?
– Сейчас есть смысл резко и интенсивно повысить свою квалификацию. Например, бухгалтер может освоить цифровые инструменты и с новыми знаниями устроиться в крупную корпорацию. Без этих знаний человек там был не нужен, а освоив эти компетенции – очень даже. Это можно сделать достаточно быстро, а зарплата станет выше в разы.
Лишний выигрывает
– Какие люди имеют наибольший шанс сохранить работу?
– Сейчас настанет время умных и «удобных» сотрудников. Остальных спишут в первую очередь. Хотя потеря привычной работы в это непростое время может обернуться большой удачей. Нынешний кризис – это завершение очередного экономического цикла Жюгляра (среднесрочные циклы в 7–11 лет, названные по имени французского экономиста Клемана Жюгляра, который описал их одним из первых. – Ред.). В такие моменты всегда случаются прорывы и в бизнесе, и в технологиях. Это время стартапов. Очень важно поймать волну, тогда можно выйти из кризиса другим человеком.
– В каких сферах возможны такие прорывы?
– Естественно, велик шанс поймать такую волну в IT-отрасли, big data очень перспективна. Есть смысл присмотреться к фармацевтике, особенно если образование позволяет. Кроме того, много возможностей несёт импортозамещение, активно развиваться будут микроэлектроника и станкостроение. У нас ведь нет своих чипов даже для того, чтобы сделать утюг. Максимум, на что хватает отечественных изделий, – проездной «Тройка» или банковская карта. Без импортных поставок у нас страдают все отрасли, привыкшие работать на западном оборудовании. Что-то, конечно, может прийти из Китая и других дружественных стран. Но будет велик спрос на своё оборудование. Тут будут и потребность в кадрах, и деньги. Вырастет необходимость в инженерах, технических специалистах. Значит, там будут предлагать хорошие зарплаты и условия. Так что в этой ситуации смена работы может оказаться выгодной.
Эффект храповика
– Чем государство может помочь каждому человеку в этой ситуации? Бизнес жалуется на высокую ключевую ставку ЦБ. Может, её надо снизить?
– Этот кризис, как и предыдущий, коронавирусный, вызван не экономическими причинами. Когда проблемы именно с экономикой, все знают, что надо делать. Но тут другое. В прошлый раз была пандемия, сейчас геополитика. Поэтому всё зависит на самом деле от ситуации на Украине. Как только она тем или иным образом разрешится, с нас начнут каскадно снимать санкции. Сдерживание России слишком дорого обходится миру. В США инфляция уже поднялась под 8%. Все санкции, возможно, и не снимут, но ситуация сразу станет проще.
– Тогда и инфляция будет меньше прогнозной, и заметного падения доходов у людей не случится?
– Часть инфляции у нас была завозная: мы закупали импортное оборудование, рост его стоимости вместе со снижением курса рубля приводили к росту цен в магазинах. Поэтому закрытие страны отчасти снизит нагрузку на цену денег. С другой стороны, в России инфляция имеет эффект храповика – в механике это устройство, которое не даёт колесу провернуться в обратную сторону. Выросшие цены не снижаются, даже когда себестоимость продукции позволяет производителям их уменьшить. Или снижаются, но не до прежних значений. Поэтому рост цен вряд ли получится отыграть назад. Но ситуация и на рынке труда, и в экономике при нормализации геополитической ситуации станет намного проще, чем можно ожидать сейчас.