roman so sluzhboj kak ne past zhertvoj sokrashhenij v krizis 44cdf8c

По прогнозам Центра стратегических разработок, к концу 2022 г. количество рабочих мест в Рф уменьшится на 2 млн. А к лету 2023 г. занятость снова начнёт расти.

Как не пасть жертвой сокращений в кризис? Ведает доцент кафедры детской и домашней психотерапии МГППУ и департамента психологии НИУ ВШЭ, домашний психоаналитик Елена Чеботарёва.

Совет 1. Боритесь со ужасом

Попробуйте не впадать в панику и сохранить работоспособность, «не рассыпать» совсем. Для вас поможет этот приём. Необходимо позволить для себя какие-то отличия от обыденного уровня работоспособности, ритма работы. По другому появится замкнутый круг: от сознания, что вы не так отлично справляетесь с делами, вы будете загонять себя в ещё больший стресс. Потому принципиально осознавать, что на данный момент такая особая положение дел — у всех напряжение, вялость, тревога. И все действуют не так отлично, как обычно. Это приемлимо. Конкретно работа может стать неплохим методом не поддаваться страху. Когда мы делаем обычные, рутинные, обыденные вещи (либо, быть может, даже не чрезвычайно обыденные, но те, что мы отлично знаем и умеем), это даёт поддержку, помогает противодействовать стрессу и тем содействовать сохранению работы и улучшению позиций в организации.

Совет 2. Не утаивайте трудности и опаски

Сохраняйте открытость в отношениях с управлением. На данный момент почти всем компаниям приходится перестраиваться, потому главам принципиально осознавать, чего ожидать от собственных служащих. Тогда они могут это учесть в собственных планах и оказывать помощь работникам приспособиться к меняющейся ситуации. Например, некоторые компании ради сокращения расходов или по другим причинам иногда меняют регион расположения. Зная особенности организации или обсудив ситуацию с руководством, можно заранее продумать, как к этому приспособиться и сохранить работу.

Совет 3. Будьте более гибкими

В кризис особенно ценятся сотрудники, которые могут быстро приспосабливаться к новым условиям работы, готовы осваивать новые программы, технологии, развивать проекты, менять форму деятельности (например, на дистанционную), но при этом не снижать результативности.

Совет 4. Проявляйте инициативу

В непростые времена компаниям особенно необходимы свежие идеи, чтобы привлечь клиентов, сократить издержки, разработать новые, более востребованные на рынке продукты. Важно вникать в то, что происходит в организации, и искать, чем вы можете быть полезны, предлагать решения, как именно вы способны побороться за компанию или ваш отдел. Ну или хотя бы просто заявлять о своей готовности сделать что-то новое. Кризис — это всегда дополнительные возможности проявить себя.

Совет 5. Не беритесь за непосильные задачи

Иногда при угрозе сокращения сотрудники по собственной инициативе могут пытаться взять на себя больше работы. Бывает и так, что компания экономит на наборе новых сотрудников и объём работы возрастает. Важно трезво рассчитать свои силы. Если всё же переоценили себя и возник риск провала, хуже всего паниковать и объявлять о том, что не успеваете что-то сделать к сроку, в самый последний момент. При угрозе срыва вовремя давайте обратную связь руководству, обсуждайте с коллегами. Если у вас есть в подчинении сотрудники, делегируйте им часть обязанностей. Не стоит пытаться вытянуть всё самому и охватить необъятное. Работа на пределе возможностей усилит стресс и потом надолго снизит работоспособность. И точно не будет на пользу делу, если проект провалится.

Совет 6. Не бойтесь совершить ошибку

Ошибки бывают у всех, это естественно. Профессионал — не тот, кто не совершает ошибки, а тот, кто умеет их исправлять. Поэтому важно вовремя заметить, признать, исправить или обсудить с коллегами и руководством, как лучше поступить. Вообще, когда принимаете какие-то рискованные решения, важно думать даже не о том, получится или нет, а что вы будете делать, если что-то пойдёт не так. И быть готовым к разному развитию событий. В этом и есть компетентность. А не в том, что всё всегда получается.

Учитесь новому. В условиях сокращений важно, чтобы человек обладал большим набором навыков, постоянно расширял своим компетенции. Поэтому можно попробовать чему-то подучиться. Понятно, что сил в условиях стресса немного, но на самом деле переобучение отвлекает и добавляет специалисту ценности на рынке труда. Сейчас много возможностей для обучения онлайн — языки, новые компьютерные программы и т. д.

Совет 7. Поддерживайте отношения в коллективе

В конкуренции с коллегами, которые тоже претендуют на то, чтобы сохранить за собой рабочее место, открытость, как ни странно, тоже полезна. Но в меру. Честная и открытая борьба, демонстрация своей компетенции чаще ведёт к выигрышу, ведь в такой ситуации понятнее, что и где происходит, не нужно тратить время и силы на интриги.

Не стоит в разговорах с коллегами нагнетать обстановку, высказывать недовольство из-за поручений начальства и тем более начинать конфликты. То, что кто-то будет срываться на коллегах и демонстрировать свои сильные переживания, мало чем поможет и организации, и самому человеку. И в то же время не стоит отстраняться от коллег-конкурентов, лучше оставаться в контакте, стараться конструктивно взаимодействовать. Хорошо, если есть на кого опереться в коллективе и вместе вырабатывать стратегии выживания.

Совет 8. Продумайте запасной вариант

Попробуйте посмотреть вакансии, поискать новую работу. Это не значит, что надо обязательно переходить в другую организацию, пока вас не уволили. Но когда есть запасной вариант, легче оставаться спокойным, принимать более здравые решения и не зацикливаться на мыслях: «Как я буду платить ипотеку, если уволят?», «А содержать детей, платить за «коммуналку», помогать пожилым родителям?» и т. д.

Совет 9. Сохраняйте оптимизм

Постарайтесь вести себя так, как будто вам не грозит сокращение и этот дамоклов меч висит где-то рядом, но не над вами. Воспринимайте перспективу неизбежных сокращений как изменение и готовность в эти изменения встраиваться. Нужно помнить, что самовыполняющиеся пророчества работают во всех сферах. Если кто-то уверен, что его вот-вот уволят, то будет вести себя соответствующим образом — как уволенный: пренебрегать обязанностями, грубить и т. д. Конечно, это приведёт к тому, что такой человек станет первым кандидатом на увольнение.

Соевт 10. Создайте привлекательный имидж

Важно уметь нарабатывать отношения с клиентами и партнёрами, постараться стать для них наиболее заметным, незаменимым. Чем выше должность, тем важнее не конкретные навыки, а личные качества человека как цельной личности — насколько он умеет выстраивать отношения и в коллективе, и с контрагентами, доверяют ли ему клиенты, предпочитая общаться с ним, и т. д. Нужно показывать свою индивидуальность. В конце концов, набор конкретных навыков можно легко заменить, а вот уникальное сочетание их с личностными особенностями — то, что замене поддаётся с трудом.

Совет 11. Берегите свой тыл

Когда есть какая-то повышенная опасность, например потерять работу, очень важно знать, что есть надёжная опора в виде семьи, близких друзей, которые могут поддержать в трудную минуту. Здесь нужно стараться соблюдать разумную грань — поделиться тем, что происходит на работе, но не срываться на близких, не переносить на них свой негатив.

Инструкция для новичка

Как удержаться на новой работе, если вас взяли на испытательный срок?

1. Оцените, что нужно освоить на новом месте.

Даже если вы великолепный специалист, вам всё равно придётся как-то приспосабливаться к особенностям организации, её корпоративной культуре, людям, специфике ведения бизнеса именно в этой компании.

2. Внимательно изучите документы — устав, должностные инструкции и т. д.

Ваши новые коллеги могут посчитать что-то само собой разумеющимся и не подумать, что это стоило бы обсуждать. Поэтому лучше вникнуть самому.

3. Не стесняйтесь задавать вопросы коллегам, руководству.

Это нормально для нового сотрудника. Никто не ждёт, что он сразу всё будет делать и вести себя соответственно.

4. Не отказывайтесь от помощи.

Если вам предлагают наставника, используйте эту возможность, чтобы узнать побольше о вашем месте работы, обязанностях.

5. Попытайтесь наладить отношения в коллективе.

Важно познакомиться, установить контакт, изучить, как устроен коллектив, чтобы вписаться в него.

6. Не идите напролом.

Если замечаете, что не совсем туда попали, лучше обсудить это с руководством. Может быть, если вы как-то себя проявите, а должность окажется не совсем ваша (бывает, новый сотрудник очень хорош в одном, а в другом — совсем никакой), вам помогут подобрать другое сочетание обязанностей. Либо вы решите, что данная организация вам не подходит.

7. Не ждите идеала.

Постарайтесь найти баланс между тем, что нравится и не очень комфортно. Оцените, что перевешивает. Можно пообщаться с коллегами и выяснить, как они относятся к минусам работы, и выработать свою позицию.

Оцените материал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.