Петербургский москвич Олег Басилашвили

Фото с веб-сайта kino-teatr.ru

На его счету больше девяноста ролей, почти все из которых сыграны просто великолепно

Однако дело даже не в подсчете персонажей и не в бессчетных орденах и наградах. Просто он – возлюбленный актер всего государства. Ему и сейчас по плечу неважно какая роль, и в возрасте далековато за 70 он нужен так же, как в 30. Нереально представить кого-либо другого заместо Бузыкина в «Осеннем марафоне» и в роли Воланда в «Мастере и Маргарите».

Олег Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в столице России. Его отец, Валериан Николаевич, был руководителем Столичного политехникума связи, мать – популярным научным работником, создателем «Словаря языка Пушкина».

Свою фамилию будущий актер получил от грузинских предков по отцовской линии. Дед Басилашвили служил в царской армии и был репрессирован при Сталине. Отец актера родился уже в Москве, но грузинским языком владел. Олег Басилашвили, коренной москвич, по-грузински уже не говорит, хоть и жил в Тбилиси три года во время войны.

В детстве Олег не любил точные науки, но с юных лет буквально грезил театром. «Я плохо учился в школе… Математика – гроб полный, – вспоминает актер. – И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался… И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил, – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там».

Петербургский москвич Олег Басилашвили

Фото с сайта kino-teatr.ru

Все грани мастерства

Неудивительно, что вскоре Олег поступил в Школу-студию МХАТ, на курс Павла Массальского. Этот курс был одним из сильнейших – вместе с Басилашвили учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и Татьяна Доронина.

Когда Басилашвили начинал работать в театре, развитие получала в основном комедийная грань его дарования. Особняком стоит роль Войницкого в спектакле «Дядя Ваня», в образе которого артисту удалось передать чеховский сплав трагического мироощущения и тонкого юмора. Сам актер считает одной из лучших своих ролей в театре работу по пьесе Шукшина «Энергичные люди».

В кино Басилашвили дебютировал в 1956 году в фильме «Невеста». Он работал с разными режиссерами, но наибольший успех сопутствовал ему в фильмах Георгия Данелии и Эльдара Рязанова. Сыгранные у этих режиссеров роли стали лучшими в творческой копилке Басилашвили – Самохвалов в комедии «Служебный роман», граф Мерзляев в фильме «О бедном гусаре замолвите слово», Громов из «Вокзала для двоих», Бузыкин в «Осеннем марафоне».

Петербургский москвич Олег Басилашвили

Фото с сайта kino-teatr.ru

Начало 80-х стало звездным временем Басилашвили в кино. Ролью, после которой он проснулся знаменитым, оказалась роль Самохвалова в комедии Э.Рязанова «Служебный роман». А ведь актер мог сыграть у Рязанова раньше – в комедии «Ирония судьбы или С легким паром!» – для роли Ипполита на него сшили костюм, и даже успели отснять несколько эпизодов. Но у Басилашвили случилось несчастье – умер отец, и он отказался от съемок. Тем не менее, в кадре актер все же «появился»: реквизиторы забыли сменить фото, которое, по сюжету, хранится у Нади и потом падает на улицу, на снег – на нем так и остался изображен Басилашвили.

В «Осеннем марафоне» Олег Валерианович сыграл роль, которая стала поистине культовой. И хотя в фильме играли превосходные актрисы Неелова и Гундарева, как минимум половина процентов успеха фильма – Басилашвили в главной роли. Перечисление всех удач этого блистательного артиста займет не одну страницу. Сыграв в кино немало похожих ролей, он ни разу не повторился.

Работы нового тысячелетия

К концу 1980-х годов Басилашвили стал депутатом Верховного Совета СССР, а затем – народным депутатом РСФСР. В это время он снимался в сериалах, ведь отечественное кино переживало не лучшие времена. Но даже тогда Олег Валерианович без работы не сидел.

В 2001 году актер снялся у Карена Шахназарова в картине «Яды, или Всемирная история отравлений». Это своеобразная энциклопедия об отравителях, где Басилашвили сыграл одновременно пенсионера Прохорова, Папу Римского и Александра Борджиа. Лента не только получила Гран-При на «Кинотавре», но и очень полюбилась зрителям.

Он и после семидесяти остался весьма востребованным в кино. Среди последних работ актера можно выделить роли в фильмах «Романовы. Венценосная семья», «Идиот», «Мастер и Маргарита» и «Ликвидация». Особенно крупной и запоминающейся работой стала роль Воланда в сериале «Мастер и Маргарита», про которую он сам сказал, что доволен ей: «Мне приятно, что я участвовал в этой экранизации. Я вообще считаю, что этот необъятный роман надо ставить и надо экранизировать. Все это будут делать по-разному, конечно. Мы постарались передать, я бы сказал, «чувство Булгакова».

«Дать ему роль!»

Актер был женат дважды. Будучи студентом, он познакомился с красавицей Татьяной Дорониной. Татьяна нравилась всем на курсе, но была независима и горда.

Сердце этой неприступной красавицы смог покорить лишь обаятельный Басилашвили. Их роман с Дорониной был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, – вспоминает педагог Иван Тарханов. – Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!»

Окончил Школу-студию Басилашвили в 1956 году, и после этого его пригласил к себе только Сталинградский драматический театр. А вот Доронину звали многие театры, но она решила работать только вместе с супругом.

В 1959-м Дорониной прислал приглашение Большой драматический театр им. Горького. Татьяна согласилась работать там, но поставила условие – зачислить в труппу и ее мужа. Художественный руководитель БДТ Товстоногов согласно кивнул. А Доронина продолжала: «И дать ему роль в первой же постановке БДТ». Все условия актрисы были приняты, и первой постановкой Басилашвили стал спектакль «Варвары», где актер сыграл Степана Лукина.

Через восемь лет супруги разошлись. «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет, – вспоминал Олег Басилашвили. – Нас объединяло что-то другое, более глубокое… Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».

Версия Дорониной об их расставании несколько иная. Как она призналась в интервью телеканалу «Домашний», Басилашвили изменил ей на съемках фильма «Гранатовый браслет». Узнав об измене мужа, Доронина, которая ждала ребенка от своего супруга, сделала аборт и подала на развод.

Они расстались, но это пошло только на пользу карьере Басилашвили. Со второй половины 60-х о его таланте заговорила вся страна.

Петербургский москвич Олег Басилашвили

Фото с сайта kino-teatr.ru

Любимое блюдо – картошка

Второй женой актера стала режиссер телевидения Галина Мшанская. Этот брак оказался более долговечным, пара отпраздновала золотую свадьбу, у супругов две дочери – Ксения Басилашвили и Ольга Мшанская. Старшая дочь Ольга работает на петербургском телевидении, младшая Ксения – корреспондент радиостанции «Эхо Москвы». В 2009-м году Ксения подарила актеру внучку Маринику, в которой он души не чает.

В семье царит завидная гармония. Вот что говорит Ксения Басилашвили в одном интервью об отце: «Отношения мамы с папой – это эталон преданности, который они пронесли через всю жизнь. У них существует четкое разделение обязанностей: папа – специализируется на уборке, мама – на готовке… Он не гурман. Его любимое блюдо – картошка, поджаренная до сильной корочки со свежим чесночком. А если к этой картошке ему подадут оладьев и блинов – его счастью не будет предела».

Басилашвили называет себя гражданином мира. Говорит, ему хорошо везде, где хорошо. Когда он путешествует по стране, его сердце замирает при взгляде на маленькие старинные городки. Но и в Тбилиси у него возникает то же чувство. «Ну, а что касается Москвы и Петербурга… — говорит актер. – Я московский петербуржец и петербургский москвич».

Олег Валерианович любит классическую музыку, особенно Рахманинова и Чайковского, и хорошую литературу. Среди книг, которые ему всегда интересны, он называет Библию, «Дневники Михаила Булгакова» и произведения Достоевского.

Цитата: «Я никогда не шел на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких – мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *